Как помочь подготовиться к экзамену. Практические рекомендации родителям
Задолго до экзаменов обсудите с ребёнком, что именно ему придётся сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки, на какие предметы придётся потратить больше времени, а, что потребует только повторения. Познакомьтесь с материалам к экзаменам. Не стесняйтесь признаться ребёнку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
– Договоритесь с ребёнком, что накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние 24 часа должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
– Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребёнку будет интересно знать ваше мнение на этот счёт (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребёнку понять, что писать шпаргалки имеет смысл только для того, чтобы дополнительный раз прочитать и запомнить материал. Но не надеяться на списывание в противном случае толку не будет от шпаргалки.
– В выходные дни, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребёнку репетицию экзамена. Договоритесь, что у него будет два или три часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, даёте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить и обсудить ошибки, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях которые возникли в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
– Следите за тем, чтобы во время подготовки ребёнок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, – лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы 11-классник обходился без стимуляторов (кофе, крепкий чай), нервная система перед экзаменом и так на взводе, но и не стоит принимать успокоительное, т.к. это тормозит психические процессы! Немало вреда может принести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы музыка была без слов.
– Если ваш ребёнок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил экзамен помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чём причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло»