УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ и (или) ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ!!!
Преемственность между Государственным учреждением образования «Петришковская средняя школа» и Государственным учреждением образования «Петришковский ясли – сад»
В постановлении коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2014 № 8.1 «О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно - технологический аспекты» преемственность между всеми звеньями обучения рассматривается как основное условие непрерывного образования, воспитания и развития ребенка, заключающееся в установлении единой линии развития личности на смежных уровнях образования, имеющее общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
Целью дошкольного образования является разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.
Цель начального образования – формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие обучающегося.
Преемственность предусматривает, с одной стороны, сопровождение детей в школу с уровнем общего развития и воспитанности, отвечающим требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на представления, умения и навыки, которые уже приобретены детьми дошкольного возраста, их дальнейшее использование для разностороннего развития.
При планировании и организации работы в учреждениях дошкольного и общего среднего образования используются эффективные формы работы с педагогами, детьми и их законными представителями в процессе обеспечения преемственности и непрерывности дошкольного и общего среднего образования.
Обеспечение благоприятных условий адаптации, развития интеллектуальных и творческих возможностей, сохранение и укрепление физического здоровья на этапе перехода дошкольное учреждение - школа.
Раздел из плана работы государственного учреждения дошкольного образования на 2021/2022 учебный год
7. Взаимодействие с учреждением среднего образования:
7.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
№
п/п
|
Наименование мероприятия
|
Сроки
|
Ответственные
|
Отметка о выполнении
|
1
|
Совместное заседание «Преемственность в работе школы и УДО как условие успешной адаптации детей к школьному обучению», утверждение плана работы по преемственности, совместное заседание.
|
Август
|
Заместитель заведующего по основной деятельности
заместитель директора по учебной работе
|
|
2
|
Смотр кабинетов:
«Обеспечение предметно-развивающей среды в 1-ом классе»
|
Ноябрь, февраль, апрель
|
Администрация
|
|
3
|
Посещение
учебных занятий в 1-х классах (математика, обучение чтению, обучение письму).
|
Декабрь
|
воспитатели
старших групп
учителя начальных классов
|
|
4
|
Посещение занятий в дошкольном учреждении (обучение грамоте, элементарные математические представления).
|
Январь
|
Воспитатели старших групп
|
|
5
|
Подведение итогов работы по преемственности, определение целей, задач, основных направлений деятельности на следующий учебный год.
|
Май
|
Администрация
|
|
6
|
Работа школы будущего первоклассника “АБВГДейка” (проведение
адаптационных занятий с воспитанниками старших групп)
Цель: 1.Создание условий для личностного развития ребенка.
Обеспечение успешной адаптации к обучению в школе, желания учиться и развиваться.
|
|
Заместитель директора по учебной работе,
учителя начальных классов
|
|
7
|
Проведение мероприятий (для воспитанников старших групп) совместно с сотрудниками МЧС
|
Заместитель заведующего по основной деятельности
Сотрудники службы МЧС
|
Государственное учреждение образования
«Петришковский ясли-сад»
|
|
7.2. РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ
1
|
Консультация учителей и воспитателей: «Методические требования и особенности организации образовательного процесса на этапе перехода детский сад - школа».
|
Сентябрь
|
Заместитель заведующего по основной деятельности,
заместитель директора
по учебной работе,
учителя начальных классов,
воспитатели
|
|
3
|
Педагогический диалог: «Первые шаги ребенка в школе»
|
Сентябрь
|
Заместитель директора по учебной работе, педагог психолог
|
|
4
|
Консультация для учителей 1-го класса: «Взаимодействие семьи и школы для успешной адаптации первоклассников»
|
Октябрь
|
Психолог
|
|
5
|
Педагогический консилиум:«Динамика учебной мотивации и компетенций первоклассников, рекомендации по коррекции трудностей»
|
Октябрь
|
Заместитель директора по учебной работе, педагог-психолог.
|
|
6
|
Взаимопосещения учителями и воспитателями занятий в 1 классе и старших группах
|
Сентябрь,
ноябрь, январь, май.
|
Заместитель директора
|
|
7
|
Проведение консультации для педагогов
«О преемственности в образовании, воспитании и развитии»
|
Сентябрь,
ноябрь, январь, май.
|
Заместитель заведующего по основной деятельности
|
|
8
|
«Подведение итогов работы по преемственности в детском саду и школе и определение совместных направлений работы на следующий учебный год».
|
Май
|
Заместитель директора школы,
Заместитель заведующего по основной деятельности детского сада
|
|
7.3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
№
п/п
|
Наименование мероприятия
|
Сроки
|
Ответственные
|
|
1
|
Праздник
“День Знаний”.
|
Сентябрь
|
Заместитель заведующего по основной
музыкальный руководитель
|
|
2
|
Праздник посвящения в первоклассники
« К новым открытиям»
|
Сентябрь
|
Педагог организатор
|
|
3
|
Выставка-конкурс работ: «Жизнь, здоровье сберегаем - правила дорожного движения выполняем »
|
Октябрь
|
Заместитель заведующего по основной деятельности, заместитель директора по ВР
|
|
4
|
Психологическая диагностика уровня готовности к обучению в школе воспитанников
старших групп детского сада
|
Сентябрь - октябрь, апрель-май
|
Психолог
|
|
5
|
Физкультурный праздник
«Мама, папа - я спортивная семья
|
Февраль
|
Руководитель физического воспитания
|
|
6
|
Изучение уровня адаптации учащихся 1-го класса; развитие личности детей; качества обучения
|
Октябрь, декабрь, май
|
Психолог школы
|
|
7
|
Организация психолого-коррекционной работы с обучающимися, имеющими трудности в адаптационный период
|
Октябрь-
апрель
|
Психолог школы
|
|
8
|
Выставка – представление ко Дню Матери «Красота моей мамы»,
«Мамочка, мамочка, милая моя!».
|
Октябрь
|
Воспитатели дошкольного образования.
Учителя.
|
|
9
|
Декада «Мы смотрим в будущее». Тематические мероприятия с участием родителей «Моя будущая
профессия»
|
Ноябрь
|
Учителя, воспитатели музыкальный руководитель
|
|
10
|
Творческие выставки: «Зимние чудеса».
|
Декабрь
|
Учителя, воспитатели
|
|
11
|
Навагоднія ранішнікі. Спартыўна-музычнае свята «Калядачкі»
|
Январь
|
Педагог-организатор,
музыкальные работники, учителя
|
|
12
|
Декада гражданско-патриотического воспитания. Выставка творческих работ «Традиции моей Родины»
|
Январь
|
Учителя, воспитатели
|
|
13
|
Спортивные и творческие конкурсы: «Настоящие защитники»
|
Февраль
|
Педагог-организатор, воспитатели
|
|
14
|
Экскурсии воспитанников старших дошкольных групп в школу.
|
Март
Апрель
|
Заместитель заведующего по основной деятельности,
заместитель директора по воспитательной работе,
воспитатели дошкольного образования.
|
|
15
|
Проведение совместного праздника «Гуканне вясны».
|
Апрель
|
Музыкальный руководитель. Воспитатели.
|
|
16
|
Декада экологического воспитания: «Твори добро»
|
Апрель
|
Заместитель директора по ВР, заместитель заведующего
|
|
17
|
Целевые экскурсии воспитанников детского сада в школу: знакомство с библиотекой, мастерскими, учебными классами
|
Апрель
|
Воспитатели, библиотекарь
|
|
18
|
Героико-патриотическая декада Памяти, посвященная Дню Победы
|
Май
|
Заместитель директора по ВР,
Заместитель
заведующего по основной деятельности,
Учителя, воспитатели
|
|
19
|
Праздник
«До свидания, детский сад!»
Утренник для 1-го класса «Прощание с Букварем»
|
Май
|
музыкальный руководитель, педагоги.
Педагог-организатор, учителя
|
|
20
|
Спортивно-экологические походы и экскурсии. Творческие выставки, посвященные Дню защиты детей
|
Май,
Июнь
|
Учителя, воспитатели
|
|
21
|
Шефская помощь учащихся школы детскому саду по изготовлению игрушек
|
В течение года
|
Заместитель директора школы по ВР
|
|
7.4. Взаимодействие с семьями воспитанников, учащихся
№
п/п
|
Наименование мероприятия
|
Сроки
|
Ответственные
|
Отметка о выполнении
|
1
|
Собрание родителей учащихся 1 класса: «Здравствуй, школа!»
|
Август
|
Заместитель директора школы
|
|
2
|
Консультация для родителей: «Адаптация и дезадаптация первоклассников. Как помочь?»
|
Сентябрь
|
Учитель 1 класса,
психолог школы
|
|
3
|
Родительское собрание в 1 классе: «Наши первые успехи. Учимся учиться»
|
Октябрь
|
Учитель 1 класса,
психолог школы
|
|
4
|
Родительское собрание:
«Ступени взаимопонимания в семье».
|
Декабрь
|
Учитель 1 класса,
психолог школы
|
|
5
|
Открытые занятия, мероприятия для родителей в старших группах детского сада и в 1-м классе.
|
Декабрь, март, май
|
Учителя, воспитатели
|
|
6
|
Родительское собрание «Воспитание здорового образа жизни у первоклассников: роль семьи и школы»
|
Февраль
|
Учитель 1 класса,
психолог школы
|
|
7
|
Родительское собрание в детском саду «Ваш ребенок –будущий школьник»
|
Май
|
Заместитель заведующего по основной деятельности
|
|
8
|
Общешкольное собрание родителей будущих первоклассников «На пороге школы»
|
Май
|
Заместитель директора школы по УР
|
|
УВАЖАЕМЫЕ ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ, ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРЕДЛАГАЮТСЯ КОНСУЛЬТАЦИИ:
О преемственности в образовании, воспитании и развитии
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать формы деятельности, не всегда похожие на прежние, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.
Успехи ребёнка в школе во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития его познавательных интересов и познавательной активности.
Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию ребёнка. Это объясняется следующими объективными причинами: научно-технический прогресс; увеличение потока информации; изменения, происходящие в нашем обществе, совершенствование содержания и повышение значимости образования.
Но вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Чтобы этот процесс перехода в школу прошел для ребенка безболезненно, огромное значение имеет преемственность детского сада и школы.
Преемственность - это не что иное, как опора на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся у детей знаний, умений и навыков, расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного на новом, более высоком уровне. Преемственность дает возможность комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи.
Существуют три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием, которым мы следуем:
Методическая работа осуществляется через проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч и педагогических советов для учителей и воспитателей школы и детского сада по темам:
1.Адаптация учащихся первых классов к обучению в школе.
2. Психологическая готовность ребёнка к школе.
3. Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе.
Семинары включают в себя взаимопосещение уроков в первых классах школы и открытых занятий в старших группах. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей. А также планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми – дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования).
Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года. Родительские собрания о подготовке ребёнка в школу, о развитии познавательных и творческих способностей детей. В ноябре-октябре месяцах организовываются тематические выставки «Что должен знать и уметь первоклассник», «Поступление в школу – важное событие в жизни детей». В течение года работает консультативный пункт для родителей. Учителя будущих первоклассников всегда готовы ответить на вопросы родителей, провести тестирование малышей и их родителей, дать консультации по разрешению той или иной возникающей проблемы. Педагоги школы и детского сада проводят анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе, а также игровые тренинги и практикумы для родителей детей дошкольного возраста.
Также в течение года организовываются выставки «Наши успехи», «Родителям будущих первоклассников». Весной в детском саду проводятся родительские собрания по подготовке детей к школе и «Дни открытых дверей», в рамках которых и встречи с педагогами, и открытые занятия, и концертная программа, организуется выставка детских поделок. Всё это позволяет родителям ближе познакомиться со школой, когда их ребёнок находится ещё в детском саду. И, конечно, работа с детьми. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу (весной). Малыши посещают школьную библиотеку, спортивный зал, компьютерный зал, школьную столовую. Встречаются с первоклассниками, которые посещали детский сад, сидят за партами, присутствуют на уроке, ученики дарят ребятишкам сувениры и открытки, сделанные своими руками, своего рода «Приглашения в школу». Эти встречи вызывают у ребятишек желание пойти в школу, интерес к учебным занятиям, вселяют уверенность в своих силах. В течение года проводятся совместные мероприятия с участием воспитанников детского сада и учеников начальной школы: «Мы теперь – ученики!», «Мы на празднике у Деда Мороза», «Прощай, детский сад!» и др., также выставки детских работ ко Дню матери, новогодних игрушек, «Наша армия», «Мамочка любимая моя!», рисунков по ОБЖ.
В заключение хочется сказать: только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.
По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
Рекомендации:
Создание благоприятных условий для организации качественной работы по преемственности дошкольного образования и первой ступени общего среднего образования через:
- привлечение родителей в участие в совместных мероприятий воспитанников детского сада и младших школьников;
- чаще организовывать совместные мероприятия и выставки детских работ с участием воспитанников детского сада и младших школьников.
Консультация: «Положи твоё сердце у чтения»
Ребёнок седьмого года жизни, научившись читать, самостоятельно постигает с малых лет известную ему «Репку» и размышляет над сказкой: «И зачем было такую репку сажать, которую сам вытянуть не можешь! А эти! Прибежали, зовут друг друга, суетятся, и все такие беспомощные. Не нравится мне эта сказка!»
Им, сегодняшним детям, в художественном произведении не нравится многое: и то, что в пушкинской сказке о рыбаке и рыбке старуху обвиняют. За что её ругать: со стариком 30 лет и три года прожили, ничего не нажили, и после этого она к нему хорошо относиться должна! И то, что Колобок таким несообразительным оказался: надо было не повиноваться Лисе, а заменить её на ту, что помоложе, что лучше слышит, тогда бы и жив остался. Не нравится и то, что Каштанка, проявив свою собачью сущность, мчится на голос старого хозяина, забыв о своём положении примы на арене цирка, сытной еде, коврах и удобствах в доме хозяина нового: куда мчится – то: к полям, стружкам, пинкам!
Сегодняшние дети видят жизнь, изображённую в художественном произведении, по-другому, приоритетными считают иные ценности, имеют иные суждения о том, что было и что есть, и мы, взрослые, это знаем, но понять мир ребёнка конца 20 века не можем, потому что не хотим. Мы по-прежнему утверждаем, что «Репка» - это сказка о дружбе, о силе коллектива, способного совместно сделать большое дело, которое не под силу одному, не задумываясь о том, что по этому поводу думает малыш.
Наше общение с ребёнком в процессе чтения художественного произведения зачастую или не предполагает никакого разговора о прочитанном, или имеет форму диктата: понимай, как я, думай, как я. Результат такого общения – не только практически полная потеря интереса к чтению, к обдумыванию прочитанного (по мнению исследователей, только от 2 до 8 % детей-школьников любят читать и своей ведущей деятельностью считают чтение), но и воспитание новой человеческой генерации – безразличных ко всему на свете конформистов. Этот процесс начинается в семье, УДО и успешно продолжается в школе, заканчивая которую ребёнок усваивает: говорить надо не то, что думаешь, а то, что хотят услышать от тебя.
Недовольство взрослых могут вызвать и вызывают детские фантазии, основанные на невольном фонетическом искажении прочитанного. Многие дети верят в то, что в народных сказках существует какой-то несчастный Добран, которого все жуют, потому что так они слышат известную концовку: «Стали жить-поживать, да добра наживать».
У ребёнка дошкольного возраста речевой слух находится в процессе развития. Малыш не всегда различает звуки речи, не всегда может уследить за непрерывным потоком слов. Ему бывает, неясен как смысл каждого отдельного слова, услышанного впервые или в непривычном сочетании, так и смысл фразы в целом. У дошкольника словарный запас и жизненный опыт не настолько велик, чтобы безупречно ориентироваться в звучащем тексте. В результате, услышанное им трактуется по-своему, так, как понятно только ему. Созданное малышом глубоко индивидуально, образно, красочно. За неправильно понятым словом или фразой порою встаёт целый мир детских видений, в котором ребёнку уютно потому, что он стал для него близким, отчётливым.
У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги.
Период тотального влияния электронных зрительных образов на ребенка начался в России сравнительно недавно. Проблема «Визуальная культура и ребёнок» только начинает изучаться. Но аксиомой в ней является то, что мы не имеем права лишать ребёнка всего того, что создано технической мыслью нашего века, как и не имеем права не замечать и не исследовать то отрицательное, что электронный мир таит в себе. Причём внимание к этой проблеме должны проявлять все: от матери до исследователей.
Ещё в 1960 году английским писателем Д.Б.Пристли было замечено, что готовые зрительные образы не содействуют развитию собственной способности создавать, образно мыслить. Это обедняет человека духовно, не пробуждает творческой энергии, даёт готовые поведенческие штампы, причём зачастую далеко не лучшие их образы.
Находясь в электронном мире, дети научились обходиться без нас, взрослых. И это ещё одна проблема, которую мы стараемся не только не замечать. Но поощряем и приветствуем такие взаимоотношения. Ведь они освобождают нас от постоянных «почему?», «поиграй со мной», «что будет, если…».
Сейчас весь мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребёнка, как сделать компьютер союзником книг, помощником читателя.
Традиционно проблема формирования грамотного читателя считалась школьной проблемой, но сегодня почти все дети, идущие в школу, умеют читать и к семи годам успевают устать от постоянных упражнений в технике чтения и возненавидеть и «маму, моющую раму», и «Репку», и все книги, которые им ещё предстоит прочесть. Мы учим детей читать, но не учим уважать и понимать книгу, осознавать её роль в жизни человека, не учитываем индивидуальность ребёнка. Исследования по указанным проблемам, проведённые в течении более чем полутора веков, стали для нас догматом, а не основной для изучения современного ребёнка и его взаимоотношений с книгой вообще, и с современной книгой в частности. Думается, именно сейчас мы должны не только обратить внимание, но и приступить к деятельному решению этих проблем.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ
РЕБЁНКУ,
ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свое село, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10.Транспорт наземный, водный, воздушный.
11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая -левая сторона, верх- низ и т.д.)
15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16.Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.
17.Различать гласные и согласные звуки.
18.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
19.Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
20.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
21.Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.
22.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
Консультация
"СКОРО В ШКОЛУ. ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ"
Готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье.
Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Об интеллектуальной зрелости говорит способность ребенка концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями и др. Эмоциональная зрелость проявляется в ослаблении импульсивных реакций на события и умении длительно выполнять не всегда привлекательную работу (произвольность поведения). Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками, умение слушать и выполнять указания учителя; подчинять свое поведение установленным правилам.
Однако не следует путать интеллектуальное развитие детей и их обученность. Например, ребенок, поступивший в школу, не умеет читать, писать или считать, но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью!), что через пару месяцев легко догоняет своих одноклассников.
Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы школьной жизни и даже создать временную успешность. Но здесь же кроется и опасность – ему будет скучно учиться.
Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится. Поэтому взрослым целесообразнее сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость, и на здоровье будущего первоклассника. Ведь с приходом в школу физическая нагрузка на организм увеличивается. Часто болеющий ребенок выбивается из нового ритма жизни, ему приходится догонять пропущенное. Дополнительная психическая и физическая нагрузка тяжела для ребенка, он может потерять веру в свои силы.
Еще в детском саду выясняется, есть ли у ребенка дефекты речи. Родители должны знать: речевые дефекты затрудняют процесс овладения грамотой, тормозит формирование навыка правильного письма. Поэтому необходима консультация и занятия с учителем-дефектологом.
Очень важный момент – желание учиться. Опросы детей показали: поступить в школу хотят практически все, но причины этого желания разные: одни идут в первый класс потому, что там будут учиться их друзья; другим нравится новый ранец и тетрадки; третьих интересуют звонки и перемены в школе. Эти ответы говорят о том, что дети еще не осознали важности учебы и не готовы к новому, важному шагу в жизни.
Правильно сформированная внутренняя позиция будущего первоклассника является его готовность к школе. Ребенка нужно научить слушать взрослого, четко выражать свои мысли, быть внимательным, усидчивым, контактным, содержать в порядке рабочее место. Важно, чтобы он умел правильно держать карандаш и ручку, уверенно рисовал, лепил, пользовался ножницами, умел составлять рассказ по картинке.
Кроме того, будущий ученик должен обладать и таким необходимым качеством, как самостоятельность. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить книги в ранец, в его школьной жизни возникнут определенные трудности.
Таким образом «портрет» идеального первоклассника предполагает наличие определенных качеств:
Стремление к общению со сверстниками;
Желание учиться (уметь читать, писать, считать);
Хорошее здоровье;
Эмоциональный настрой (тревожность, мотивация своих действий и др.);
Грамотная речь, связное изложение своих мыслей;
Стремление к сотрудничеству со взрослыми;
Развитая произвольность поведения;
Любознательность и стремление к открытиям;
Хорошо сформированная координация движений и графических навыков.
Каждый родитель знает, какое качество наиболее значимо для его ребенка, и при активной помощи специалистов будет его развивать.
Консультация
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА РЕБЁНКА
К ШКОЛЕ»
Что такое готовность ребёнка к школе?
Подготовка к школе – это комплексное понятие, включающее в себя физиологическую, педагогическую и психологическую готовность.
Для успешного обучения в школе ребенку необходимо:
- физическое здоровье и достаточный уровень созревания физиологических систем,
- набор знаний, умений и навыков,
- и определенный уровень развития познавательных процессов и личностных качеств.
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует специальных занятий с ребенком.
В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?
Ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса.
Проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.
Даже не все 7-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать и считать, не говоря уже о 6-летках.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).
Истоки возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. До 6-7 - летнего возраста ребенка родители не так часто обращают внимание на развитие малыша, на особенности его общения с окружающими взрослыми и сверстниками, на наличие или отсутствие желания учиться. А в школе «вдруг» у вполне нормального ребенка, с точки зрения родителя, начинают возникать и накапливаться трудности, иногда приобретая хронический характер.
Как же психологически подготовить ребенка к школе?
У ребёнка, поступающего в школу, должен быть:
- определенный уровень познавательных интересов,
- готовность к изменению социальной позиции,
- желание учиться.
Условия успешной учебы
1. Желание учиться.
Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок должен стремиться в школу, чтобы узнать что-то новое. Многие родители это понимают, поэтому рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе.
2. Выработка умения преодолевать трудности.
Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.
3. Научить ребёнка аналитическим навыкам:
умению сравнивать,
сопоставлять,
делать выводы и обобщения.
Дошкольник должен научиться «внимательно» слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе.
4. Важно воспитать в ребёнке:
любознательность,
произвольное внимание,
потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы.
Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий.
5. Немаловажную роль играет и личностная готовность к школе.
потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться,
способность исполнять роль ученика,
адекватность самооценки малыша.
6. В определенной степени важны:
усидчивость,
умение регулировать свое поведение,
возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание,
умение доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути.
Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные
игры, игры в конструктор и лего, занятия лепкой, аппликацией и т.п., то есть те игры, которые продолжаются достаточно долгое время.
7. Кроме всего перечисленного, ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.
В первые дни занятий
Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется существовать в незнакомой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми, вызывает беспокойство практически у любого первоклассника. Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство. Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.
Заранее:
- Познакомьте ребенка с его учителем до начала занятий.
- Посетите несколько раз его будущий класс, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.
- Постарайтесь заранее познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Хорошо, если ребенок будет ходить в школу не один, а вместе с каким-нибудь одноклассником, живущим по соседству.
- Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед и возможную линейку перед началом занятий, а также когда начинаются и кончаются уроки.
- Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.
Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения.
Успокойте его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить
МЕТОДИКА «ЛЕСЕНКА»
Чтобы получить представление о самооценке Вашего ребенка, можно предложить ему методику «Лесенка». Рисуете лестницу, состоящую из 11 ступенек. Дальше говорите, что на этой лестнице располагаются все люди на свете: от самых хороших, до самых плохих. Вверху, на самой верхней ступеньке – самый хороший человек, а внизу, на самой нижней ступеньке – самый плохой человек, посередине – средние люди. Предложите ребенку определить, где его место, на какой ступеньке. У младших школьников нормой можно считать 6-7 ступеньку, у дошкольников – она может быть выше, вплоть до 11, но никак не ниже 4 – это уже сигнал неблагополучия.
Научно-методическое обеспечение образовательного процесса:
Учреждения дошкольного образования:
•Учебная программа дошкольного образования 2019
•Типовой учебный план дошкольного образования
•Перечень оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования
•Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РБ к 2021/2022 учебному году. Учреждения дошкольного образования
Учреждения общего среднего образования:
•Типовой учебный план для учреждений общего среднего образования от 06.05.2020 № 83
•Учебная программа для 1-4 классов учреждений общего среднего образования 2021
•Учебники, учебные пособия и рабочие тетради на печатной основе
•Инструктивно методическое письмо Министерства образования РБ к 2021/2022учебному году. Об организации образовательного процесса на 1 ступени общего среднего образования.
•Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования в 2021/2022 учебном году»
Нормативные правовые документы по обеспечению преемственности дошкольного и общего среднего образования
- Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-3 (с изменениями и дополнениями).
- Приказ Министерства образования Республики Беларуси о преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты 08.07.2014 № 612.
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 декабря 2011 г. № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь».
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 августа 2019 г. № 137 «Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования».
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования».
- Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов».
- Положение об учреждении общего среднего образования (в редакции постановлений Министерства образования Республики Беларусь от 04.02.2014 № 9, от 10.04.2014 № 38, от 27.11.2017 № 148, от 03.03.2018 № 10, от 02.12.2019 № 180, от 06.08.2020 № 214).
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь 26.12.2018 № 125 «Об утверждении образовательных стандартов общего среднего образования».
- Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 г. № 206 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и утративших силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 № 63, от 25.11.2014 № 78, от 17.05.2017 № 35, от 03.05.2018 № 39).
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525 «Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования».
- Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 10.04.2020 г. № 37 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.12.2012 № 217» (в редакции от 30.10.2020 № 92)
- Временные рекомендации по организации образовательного процесса в условиях распространения COVID-19 (действуют сентябрь-октябрь 2021 года), разработанные Министерством здравоохранения Республики Беларусь совместно с Министерством образования и Республиканским центром по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения.